Warning: include(getidea.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u0347646/data/www/skyfamily.ru/idea/8/137_1.htm on line 1

Warning: include(getidea.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u0347646/data/www/skyfamily.ru/idea/8/137_1.htm on line 1

Warning: include(): Failed opening 'getidea.php' for inclusion (include_path='.:') in /var/www/u0347646/data/www/skyfamily.ru/idea/8/137_1.htm on line 1
Реальный труд в виртуальном мире

 . Статьи каталога идей - Телеработа
Реальный труд в виртуальном мире
Категория: Телеработа
Автор: Михаил Сухарев
E-mail: suharev@i.am
WWW:
Комментировать статью Отправить по e-mail

 

Реальный труд в виртуальном мире (часть 1)


Уже существует ряд компаний, целиком работающих в виртуальном пространстве. Их сотрудники связываются друг с другом посредством Интернета по мере необходимости, корректируя ход совместной работы и пересылая друг другу промежуточные материалы. Если нужно, организуются телеконференции. Таким образом, благодаря Сети сегодня нет никакой разницы, где я выполняю заказанную работу - в Карелии или в Австралии. На Западе новое явление имеет несколько названий, отличающихся оттенками. Это telecommuting, telework, telejob. На русском начинает входить в жизнь слово "телеработа". Саму концепцию работы на расстоянии, известную как "telecommuting" предложил Джек Ниллес (Jack Nilles) в 1972 году. Он заметил, что в ряде случаев легче доставить работу к человеку, а не наоборот. Западные предприниматели - люди основательные, и уже во всю думают, как помогать новому начинанию, как его регулировать и развивать. Существует ряд программ в США и Европе. Принимаются законы, проводятся исследования, выдаются стартовые деньги для начала "домашнего бизнеса" (так называемый "home business"). Какие социальные вопросы, связанные с телеработой, обсуждаются в западных СМИ? Это, в основном, следующие темы. Телеработа может привести к росту социальной разобщенности и увеличению рабочего дня до 14 и более часов в сутки. Зато в офис можно не ездить. Или ездить раз-два в неделю, благодаря чему снизится расход нефти и загрязнение окружающей среды. Предприниматели смогут сэкономить колоссальные средства, нанимая работников, которым не нужны офисы, мебель, компьютеры. Зато инвалиды с ограниченной подвижностью смогут работать, не выходя из дома, чувствуя себя благодаря этому полезными членами общества. Многие люди привыкли "ходить на работу" и сидеть целый день дома для них психологически тяжело. Но телеработа может отчасти решить проблемы занятости в удаленных регионах. Западные профсоюзы уже обратили внимание на новое явление и начали формулировать свои требования к предпринимателям. Вот что можно узнать из материалов на страницах Эндрю Бибби (Andrew Bibby). Британский профсоюз MSF (Manufacturing, Science and Finance) предъявляет следующие требования к условиям труда для телеработников. Телеработники должены быть служащими предприятия, а не считаться работающими по контракту (self-emploied). Во избежание изоляции трудовые контракты должны включать требование, чтобы телеработники периодически посещали офис. Дома у телеработника должна иметься отдельная комната для телеработы, отдельный телефон, и предприниматели должны оплачивать дополнительные затраты. Должна осуществляться регулярная связь между телеработниками с помощью электронной почты и телефона. Телеработники должны обеспечиваться теми же нормами оплаты и преимуществами занятости, как обычные рабочие, включая условия охраны детства, семейный отпуск, возможность повышения квалификации. Все компьютерное оборудование обеспечивается предпринимателем. Он же несет ответственность за инсталляцию, обслуживание, страхование и соответствие требованиям безопасности. Предприниматель также принимает юридическую ответственность за любой несчастный случай или ущерб. Телеработник должен иметь доступ к представительству профсоюза и иметь возможность посещать собрания в пределах рабочего дня, а социальные работники и представители профсоюза -возможность посетить телеработников. Телеработа должна быть добровольной, и сотрудники сохраняют право возвратиться к работе в офисе. Очень близкие требования выдвинул и немецкий профсоюз почтовых работников при заключении соглашения с Deutsche Telekom. И это только малая часть всех данных, касающихся бизнеса и работы в Сети. Разница в оплате труда в разных странах существовала всегда. Но если раньше приходилось работу везти туда, где дешевле труд, а произведенный продукт везти обратно, что вместе с таможенными пошлинами съедало значительную часть прибыли, то сегодня Интернет способен решить и эту проблему. Действительно, российский программист, особенно живущий в провинциальном городе, получает во много раз меньшую зарплату, чем его коллеги в развитых странах. Так почему бы ни встретиться иностранному нанимателю и нашему инженеру на взаимовыгодных условиях? Есть много причин, мешающих их встрече. Во-первых, культурный барьер. Посредственное знание языка, незнание правил поведения в иностранном трудовом коллективе, общепринятых методов и приемов работы, используемого инструментария и стандартов. Те немногие специалисты, кто владеет перечисленным, либо уже уехали, либо тихо работают на инофирму, не рекламируя источники дохода. Во-вторых, можно понять иностранных нанимателей, для которых специалист из СНГ не самый приемлемый вариант. Читая материалы по телеработе, которых множество на американских сайтах, я пришел к выводу, что большая часть телеработников на сегодня, даже в США, это люди, которые начали работать на фирму обычным путем и лишь затем перешли на телеработу. Более того, из 15 миллионов телеработников большая часть работает через сеть от двух дней в неделю до почти целого месяца, регулярно появляясь на рабочем месте. Телеработник в чистом виде, принятый на службу, работающий и оплачиваемый через сеть - явление довольно редкое даже на Западе. Менеджеры предпочитают видеть в лицо кандидата, которого принимают на работу. Еще одной немаловажным препятствием является несовершенная юридическая база. Даже в США, как пишет Гил Гордон, вопрос о том, как должен платить налоги человек, живущий в одном штате и работающий на фирму, расположенную в другом штате, не решается однозначно. В большинстве развитых стран существуют законы, запрещающие принимать на работу иностранцев, не имеющих вида на постоянное жительство. Хотя применимость этих законов к телеработникам спорна, но сложно заранее предугадать, как посмотрит закон на нарушителя. Штрафы не хочется платить никому. И, наконец, не одни мы такие умные и бедные. За место на виртуальном рынке труда уже соревнуются многие страны. Вот что пишет Enkhtor Dulamdary: "Телекомьютинг распространяется среди "белых воротничков". Сейчас в США их 8,3 миллиона. Рост 15% в год. Две трети компаний, входящих в Fortune - 1000, имеют программы по телеработе". За раздел американского рынка телеработы, оцениваемого в 30-40 миллиардов долларов в год, соревнуются такие страны, как Барбадос, Ямайка, Индия, Филиппины. В Бангалоре (Индия) создан парк информационных технологий для интеграции производства и конструирования с выставочными залами и местами отдыха. Названный "индийской силиконовой долиной", Бангалор уже стал привычным для таких гигантов, как Hewlett-Packard, IBM, Texas Instruments, Motorola. Индийские программисты постепенно приобретают репутацию самых лучших и дешевых программистов в мире. Экспорт программного обеспечения из Индии возрос с 225 млн. дол. в 1992 году до 1,15 млрд. в 1996. Предполагается рост до 3,6 млрд. в 2000 году. Следует отметить натиск программистов из Чехии и Венгрии. Поскольку дешевле индийцев работать сложно, остается искать приложения сил в неосвоенных ими областях, которых вполне достаточно. Наши программисты уже создали ряд конкурентоспособных продуктов. Но, в основном, это "малые формы" компьютерного творчества. Идея побить Windows на мировом рынке отечественными силами кажется пока вполне фантастической. Хотя пример Linux делает такую идею более реальной. Может быть, перспективнее предложить услуги в области разработки механических конструкций, архитектуры, энергетики - там, где наш авторитет выше. С другой стороны, в области программного обеспечения нужно овладевать крупными формами, и телеработа может оказаться полезным инструментом для этого. В общем, выгодный продукт - это либо массовый продукт, либо уникальный. В этом направлении и нужно двигаться. Здесь отрываются обширные возможности для деятельности бизнесмена. Его задача -организовать людей так, чтобы они вместе совершали работу, которую не в состоянии выполнять по отдельности. Представим себе, что имеется заказ на конструкторскую работу. Возьмем инженеров, сидящих без работы на предприятии в городе Х. (Кстати, заказ вовсе не обязательно должен быть из-за рубежа). Появляется заказ на разработку механической конструкции. Наши инженеры, вполне вероятно, имеют приблизительное представление об Интернете. Возможно, они умеют работать в AutoCAD, но вряд ли представляют специфику заключения контрактов с фирмами. Они не могут ни найти этот заказ, ни обеспечить взаимодействие по сети. Вот уже появляется место для предпринимателя. А если заказ все-таки из-за границы? Инженеры знают советские ГОСТы, номенклатуру деталей и материалов. Зарубежных стандартов, скорее всего, не найти в городе Х. при всем желании. Кроме того, нужен постоянный переводчик. Нужен юрист. Нужен менеджер, который все это способен организовать. Таким образом, для работы через сеть чаще всего потребуется специальное предприятие. Организация в форме предприятия имеет то преимущество, что отпадают юридические проблемы работы на иностранную фирму. (Я уже видел на досках объявлений, приглашающих телеработников, предупреждения о том, что соискатель должен иметь разрешение на работу в США). Еще одна форма - это ассоциация, общественное объединение индивидуальных работников, сообща организующих нужные им службы. Сообща можно содержать сайт для рекламы и приема заказов, оплачивать переводчика и юридического консультанта, приобретать необходимую документацию и программное обеспечение. Для обеих этих форм актуальны так называемые "телецентры". Телецентр - это помещение, оборудованное для телеработы. Обычно оно снабжено выделенной линией или ISDN. В нем установлены компьютеры, подключенные к сети, и другое офисное оборудование. Такой телецентр оборудуется в пригороде, в районе, где в пределах досягаемости пешим ходом или велосипедом проживает некоторое количество сотрудников фирмы, офис которой размещен за 30-40 миль. В наших условиях необходимость более рационального использования дорогого оборудования еще острее. Вполне реально комбинирование телецентров с домашними компьютерами. То есть, человек большую часть времени работает дома, но когда ему нужно дорогое или габаритное оборудование, может обратиться в такой центр, находящийся поблизости. С чего начать? Одна из первых вещей, приходящих в голову - это перевод. Поскольку сейчас обязательно снабжать русской документацией не только продовольственные товары, но и бытовую технику, спрос должен быть велик. Значительная часть переводов выполняется за рубежом, где качественный перевод стоит не меньше 15 долларов за страницу. Тут у нас есть определенные конкретные достижения, например, сайт Гильдии переводчиков (www.mtoday.com/GILDIA). Во-вторых, это программирование и разработка сайтов. Тут, наверное, самая большая сложность в том, что на настоящую работу нужно время, которое, как известно - деньги. Работать на наш внутренний рынок сложно. Но не менее сложно бизнесмену начинать проект, ориентированный на внешний рынок. Конечно, можно найти и иные сферы человеческой деятельности, где телеработа станет перспективным и выгодным направлением бизнеса. Будем ждать перемен.


Перейти в раздел:
 Страницы: 1 2 комментарии : отправить статью по e-mail

Статьи по теме:
Последние статьи:

Опубликовать отзыв о статье:
Ваше имя:
E-Mail:
WWW:
Комментарий:

 *Комментарии появятся после проверки!